Создание Исламского союза освобождения Афганистана (ИСОА)

image

     Лидеры ИПА, ИОА и ИПА (Ю. Халеса) совершили сложный организационный трюк: во-первых, они согласились на создание еще одной фундаменталистской организации — Исламского союза освобождения Афганистана (ИСОА) во главе с бывшим своим коллегой по «Исламской молодежи» Абдуррасулом Сайяфом, во-вторых, сумели отколоть от вышедших из союза ДИРА и НФСА часть их членов и на этой основе создать новые три организации. В марте 1982 г. было объявлено, что ИСМА состоит теперь из семи организаций:

  1. Исламская партия Афганистана (ИПА), амир Г. Хекматьяр.
  2. Исламская партия Афганистана (ИПА), лидер Ю. Халес.
  3. Исламское общество Афганистана (ИОА), амир Б. Раббани.
  4. Движение исламской революции Афганистана (ДИРА), лидер Мансур.
  5. Движение исламской революции Афганистана (ДИРА), лидер Музип.
  6. Национальный фронт спасения Афганистана (НФСА) во главе с М. Миром.
  7. Исламский союз освобождения Афганистана (ИСОА) во главе с А. Сайяфом.

     Так возник первый вариант «союза семи», или ИСМА-7. Вышедшие из ИСМА три традиционалистские организации создали свой «союз трех», или ИСМА-3, в Который вошли:

  1. Национальный фронт спасения Афганистана (НФСА) под руководством С. Моджаддиди.
  2. Национальный исламский фронт Афганистана (НИФА) во главе с С. А. Гилани.
  3. Движение исламской революции Афганистана (ДИРА) под руководством М. Наби Мухаммади.

     Оба союза сохранили прежнее название ИСМА, заодно обвинив друг друга в предательстве. Один и другой альянсы просуществовали до мая 1985 г. Каждая из входящих в них организаций сохраняла свою самостоятельность, свои материальные средства, лагеря, базы и т. д.

     Неудача попыток оппозиции достичь единства зачастую объясняют соперничеством, карьеризмом, меркантилизмом. Все это имеет место и играет значительную роль. Но главное в другом. Фундаменталисты и традиционалисты не просто конкурирующие отряды афганской оппозиции. Их разделяют гораздо более серьезные противоречия, которые обусловили их взаимное недоверие — противоречия сословные. В. И. Ленин в свое время писал: «Во главу угла политического анализа надо поставить вопрос о классах: о революции какого класса идет речь? А контрреволюция какого класса?» Именно этот методологический подход нужно использовать при оценке различных отрядов исламской оппозиции.

     Фундаменталистский ее отряд (его руководящий и кадровый состав формируется из представителей средних городских слоев), до 1973 г. боролся как против монархии, так и прогрессивных сил, против режима М. Дауда на первом этапе его существования, когда режим поддерживал союзнические отношения с прогрессивными силами и готов был пойти на компромисс с ним, когда тот повернул вправо, начал преследование прогрессивных сил и пошел на сближение с внешней реакцией, Этот отряд оппозиции по своим целям и составу является буржуазно-теократической оппозицией.

     Традиционалистская оппозиция объединяет представителей высшего реакционного мусульманского религиозного сословия, феодально-бюрократической и родоплеменной элиты, составлявших опору монархического строя. Они борются за восстановление прежних додаудовских порядков, за реставрацию, если это окажется возможным, монархии.

     Ближайшая политическая цель и той и другой оппозиции — ликвидация национально-демократического строя. На этой основе они неоднократно пытались объединить свои усилия. Но логика классовой борьбы приводит их прежде всего к защите своих классовых и сословных интересов, что и предопределяло провал попыток их объединения. Это, конечно, не означает, что эти альянсы не смогут хотя бы временно преодолеть свои противоречия и объединиться. Мы являемся свидетелями того, как после подписания Женевских соглашений по Афганистану и начала вывода из Афганистана советских войск и фундаменталисты и традиционалисты, несмотря на периодически вспыхивающие между ними обострения противоречий, пе желают признавать эти соглашения, призывая друг друга «сообща дойти хотя бы до Кабула». Но это «единство», как и в прошлом, носит крайне неустойчивый характер, поскольку каждый из этих отрядов преследует свои классовые цели. В мае 1985 г. фундаменталистские и традиционалистские организации объединились в рамках ИСМА. В таком виде альянс и пришел к моменту подписания Женевских соглашений по Афганистану.


Кейжадиньяш Томара

Категория - Отряды оппозиции и основные афганские исламские партии в Пакистане и их вооруженные отряды