Противоречие в характере гражданской войны, развязанной оппозицией

image

     Существует определенное объективное противоречие в характере гражданской войны, развязанной оппозицией,— это антагонистическое противоречие между классовыми интересами руководителей оппозиции, ее кадрового состава и той части крестьянских масс, которая оказалась Вовлеченной в вооруженную борьбу против национально-Демократического строя и составила массовую основу вооруженной оппозиции. Противоречие тщательно скрывается лидерами оппозиции под маской общемусульманской «священной войны», джихада. Та часть афганского Крестьянства, которая выступила в поддержку исламской оппозиции, воюет в настоящее время против своих собственных экономических и политических интересов, выразителем которых является национально-демократическая Власть. В этом и заключается основное, на наш взгляд, Противоречие гражданской войны в Афганистане, и от Того, как оно будет разрешено, во многом зависит судьба Республики Афганистан.

     Борьба между национально-демократической властью и оппозицией за привлечение на свою сторону крестьянских масс страны тесно связана с проблемой афганских беженцев, находящихся в Пакистане и Иране.

     По данным пакистанских властей в 1983 г. на территории Пакистана было зарегистрировано примерно 2,7 млн афганских беженцев. Не стоит оспаривать или Уточнять приведенные цифры. Ясно одно: численность афганских беженцев в Пакистане велика и до тех пор, Пока они не вернутся в свою страну, нельзя говорить о Политическом решении афганской проблемы. Понятие «беженцы» не совсем точно квалифицирует ту массу афганцев, которая оказалась в Пакистане и в Иране. Афганская оппозиция и многие мусульманские страны называют афганских беженцев мохаджерами, т. е. переселенцами, а сам процесс — хиджратом, т. е. переселением, уходом. Понятие хиджрата в исламе конкретно и уходит в историю. В 622 г. Мухаммед, чье учение было встречено в Мекке враждебно, с группой своих последователей — мохаджеров ушел из Мекки в Медину, чтобы, как стали позже трактовать, собрать вокруг себя силы мусульман и вернуться с победой в Мекку. Мединцы, часть которых стала последователями Мухаммада, приняли его и мохаджеров и поделились с ними своим имуществом. Они, по исламской терминологии, являлись ансарами. В последующем исламское предание стало рассматривать хиджрат Мухаммада как целенаправленный политический акт протеста против угнетателей.

     Афганские исламские фундаменталисты еще более политизировали понятие хиджрата. Уход значительной части сельского населения в Пакистан они стали трактовать как повторение хиджрата пророка Мухаммада и этапом на пути создания в Афганистане исламского государства. «Хиджрат — это уход с территории, находящейся под господством Сатаны, на территорию, управляемую Аллахом»,—твердят фундаменталисты. Исходя из такой трактовки, мусульманские страны признали афганских беженцев мохаджерами, а принявших их Пакистан и Иран — странами-ансарами, которые в соответствии с исламскими нормами, обязаны их принять и обеспечить всем необходимым. Подобная трактовка создала для правительств этих стран исламскую правовую основу, оправдывающую оказание разносторонней помощи афганской исламской оппозиции в ее борьбе против национально-демократического строя в Афганистане.

     Уход крестьян в Пакистан и Иран лишь в известной мере стихийный. Можно думать, что, даже несмотря на ошибочные действия НДПА по отношению к крестьянству, несмотря на отрицательное отношение к «безбожному» режиму в Кабуле, оно не ушло бы из своих деревень в другую страну. Но ошибками партийного руководства не замедлила воспользоваться оппозиция. Она не только активно поддерживала локальные выступления крестьян против новой власти, но и склоняла к уходу в Пакистан и Иран. После ввода в Афганистан советских войск уход крестьян принял массовый характер, так как исламская оппозиция использовала этот факт в своей пропаганде о «безбожии» кабульского правительства, призвавшего в страну «неверных».


Идеалистически-просветительский взгляд на литературу

Категория - Апрельская революция 1978 г.: ее некоторые особенности