Подписание женевских соглашений по Афганистану 14 апреля 1988 г.

image

     В итоге встречи Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева с президентом Республики Афганистан Наджибуллой 7-го апреля 1988 г. удалось вывести женевские переговоры из тупика. В совместном советско-афганском заявлении говорится, что, как они считают, «в результате взаимодействия всех, кто был причастен к урегулированию, в настоящее время сняты последние препятствия к заключению соглашений, и выступают за безотлагательное их подписание». Советский Союз и Афганистан подтвердили, что в случае подписания в кратчайший срок женевских соглашений останется в силе договоренность, что советские войска будут выведены из Афганистана в установленный этими соглашениями срок, начиная с 15 мая 1988 г.

     14 апреля в Женеве состоялось подписание соглашений о политическом урегулировании афганской проблемы. Подписанные документы, составляющие так называемый «женевский пакет» и представляющие собой составные части политического урегулирования обстановки вокруг Афганистана, включают в себя Двустороннее соглашение между Республикой Афганистан и Исламской Республикой Пакистан о принципах взаимоотношений и, в частности, о невмешательстве и отказе от интервенции, Двустороннее соглашение между Республикой Афганистан и Исламской Республикой Пакистан о добровольном возвращении беженцев, Соглашение о взаимосвязи для урегулирования положения, относящегося к Афганистану, и Декларация о международных гарантиях, подписанная министром иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе и государственным секретарем США Дж. Шульцем за правительства СССР и США.

     В соответствии со ст. 2 первого документа, Республика Афганистан и Исламская Республика Пакистан обязуются воздерживаться от содействия, поощрения или поддержки прямым или косвенным образом повстанческой или сепаратистской деятельности против другой стороны под каким бы то ни было предлогом; не допускать на своей территории обучения, снаряжения, финансирования и рекрутирования наемников какого бы то ни было происхождения в целях ведения враждебных действий против другой стороны или засылки таких наемников на территорию другой стороны и соответственно отказывать в содействии, включая финансирование обучения, снаряжение и транзит таких наемников; не допускать какой-либо помощи, или использования, или терпимости в отношении террористических групп, саботажников или диверсантов, действующих против другой стороны; не допускать на своей территории присутствия, укрытия в лагерях и базах либо другим каким-либо образом, организации, обучения, снаряжения и вооружения лиц и политических, этнических и любых других групп в целях ведения подрывной деятельности, создания беспорядков или волнений на территории другой договаривающейся стороны и соответственно также не допускать использования средств массовой информации и перевозки оружия, боеприпасов и снаряжения такими лицами и группами.

     Таким образом, женевские соглашения полностью перекрыли для афганской исламской оппозиции возможности ее деятельности против РА на территории Пакистана и с этой территории, в том числе исключили возможность иметь на этой территории военно-учебные базы, склады с оружием, осуществлять переброску оружия, создавать вооруженные отряды из беженцев, использовать афгано-пакистанскую границу для проникновения на территорию Афганистана, вести пропагандистскую деятельность, враждебную РА, и т. д.

     Подписание женевских соглашений явилось, несомненно, прорывом длительной политической и иной блокады, которую пытались осуществить против СССР США и их союзники после ввода в Афганистан в декабре 1979 г. советских войск. В задачу данной работы не входит рассмотрение всех аспектов этой блокады и ее последствий, которые были достаточно тяжелыми в экономическом, политическом и иных отношениях. Подписание женевских соглашений означало также победу реализма при подходе к решению международных проблем, отраженного в решениях партийных форумов после апреля 1985 г.

     Вместе с тем нельзя не отметить, что женевские соглашения явились результатом определенных компромиссов, на которые сознательно или под давлением обстоятельств пошли как участники переговоров — Афганистан и Пакистан, так и гаранты соглашений — СССР и США. Это обусловило наличие в женевских соглашениях по Афганистану определенного внутреннего противоречия, которое, как показало дальнейшее развитие событий, стало играть негативную роль в вопросе прекращения кровопролития в Афганистане.

     Дело в том, что из проекта документа о международных гарантиях, подписанного представителями Советского Союза и США, видимо, по настоянию американской стороны было изъято важнейшее, ключевое положение о том, что одновременно с началом вывода советских войск из Афганистана США прекращают оказывать военную помощь афганской вооруженной оппозиции. Таким образом, на переговорах возобладала американская позиция о необходимости сохранения так называемой «позитивной симметрии», смысл которой заключается в том, что если Советский Союз будет продолжать оказывать Республике Афганистан помощь оружием и снаряжением, то и Соединенные Штаты продолжат оказание военной помощи афганской вооруженной оппозиции, если же Советский Союз воздержится от оказания такой помощи, то и США ответят «симметрично». Но положение США и СССР и сравнивать нельзя. В то время как Советский Союз оказывает помощь законному правительству РА на основе имеющегося договора, США снабжают оружием оппозиционные силы, ведущие военные действия против этого законного правительства. Ясно, что СССР, связанный с Республикой Афганистан как с независимым государством целым рядом договоров и соглашений, не мог их нарушить, не мог прекратить оказание этой соседней с нами дружественной стране помощи, предусмотренной этими актами. В результате американцы оставили за собой право продолжать оказание военной и иной помощи афганской вооруженной оппозиции. К сожалению, эта сторона женевских соглашений не получила достаточного освещения в потоке сообщений об успешном исходе женевских переговоров.

     Успокаивая разбушевавшихся после подписания женевских соглашений вашингтонских ястребов, президент Р. Рейган заявил, что „в этом соглашении нет ничего такого, что помешало бы нам продолжать поставки моджахедам до тех пор, пока они в них будут нуждаться, и до тех пор, пока Советский Союз будет продолжать снабжать афганские силы… Так что никаких ограничений для нас нет.

     Если быть точным, то такие ограничения существуют: это обязательство Пакистана «обеспечивать, чтобы своя территория не использовалась каким-либо образом для нарушения суверенитета, политической независимости, территориальной целостности… другой Высокой Договаривающейся Стороны (параграф 4 статьи 2 Двустороннего соглашения). И если бы Пакистан выполнял этот пункт женевских соглашений, то американская помощь, по крайней мере до тех пор, пока американцы не имеют возможности доставлять ее непосредственно в Афганистан, минуя пакистанскую территорию, не могла бы поступать в распоряжение афганской вооруженной оппозиции.

     В действительности Пакистан с самого начала игнорировал этот пункт соглашений, и афганская вооруженная оппозиция, как и раньше, продолжает получать и даже во все более увеличивающихся размерах и лучшую по качеству американскую военную помощь. Единственно, что изменилось,— это порядок передачи в распоряжение оппозиции самой помощи. Если раньше оружие и снаряжение, предназначенные для афганской оппозиции, передавались пакистанским военным властям, а они уже затем распределяли поставки среди афганских оппозиционных организаций (причем явное предпочтение при этом оказывалось фундаменталистам, и в первую очередь Г. Хекматьяру), то начиная с мая 1988 г., т. е. с начала вывода из Афганистана советских войск, американцы стали направлять военные грузы непосредственно афганской вооруженной оппозиции на территории Пакистана. Видимо, этот своеобразный трюк и лег в основу утверждений пакистанского руководства о том, что оно полностью соблюдает женевские соглашения.

     Как писала несколько позже американская газета «Уолл-стрит джорнэл», Зия-уль-Хак «настолько своеобразно толковал женевские договоренности, что это позволяло ему продолжать поставки оружия моджахедам и одновременно клясться в невмешательстве во внутренние дела Афганистана»


«Чуньцю» в свете древнейших китайских источников

Категория - Политическое урегулирование афганской проблемы и его противники