Первая фундаменталистская организация

image

     Проследить историю возникновения фундаменталистского движения в Афганистане затруднительно. Дело в том, что примерно до 1980 г. информация на эту тему замалчивалась самими фундаменталистами, склонными, как и их идеологические наставники  египетские  «Братья-мусульмане», к конспирированию всего, что касается их организаций. С течением времени факты становились известными из выступлений и статей лидеров движения, однако теперь история движения превратилась в орудие борьбы между лидерами за собственный приоритет в зарождении и развитии движения. Каждый стремился представить себя, так сказать, «отцом» движения.

     Наиболее ожесточенная борьба велась и ведется между руководителями двух основных фундаменталистских организаций — лидером Исламской партии Афганистана (ИПА) Г. Хекматьяром и лидером Исламского общества Афганистана (ИОА) — Б. Раббани. Смысл борьбы не ограничивается личными амбициями, хотя, конечно, они налицо. Оба они считают, что с приближением победы исламской революции в стране неизбежно возникает вопрос о политической власти в будущем Афганистане. И в этом контексте немалую роль играет претензия той или иной организации на роль лидера в истории зарождения и развития исламского фундаменталистского движения. Г. Хекматьяр и Б. Раббани в последнее время выдвигают каждый свою версию истории вопроса, приписывая лично себе роль если не единственного основоположника, то, по крайней мере, единственного из оставшихся в живых основоположников движения.

     Поскольку их версии относятся уже к последнему времени и становятся все противоречивее и тенденциознее, а страсти разгорелись с полной силой, представляется целесообразным за основу взять более раннюю и, стало быть, более достоверную версию, изложенную в 1980 г. профессором богословия А. Сайяфом — третьим лицом и лидером созданной впоследствии фундаменталистской организации Исламский союз освобождения Афганистана (ИСОА).

     Согласно этой версии, в 1965 г. на богословском факультете Кабульского университета по инициативе его декана профессора богословия Гулам Мухаммеда Ниязи был создан и действовал негласный кружок. Его члены обсуждали планы «возрождения» ислама, будущее государственное устройство страны, критиковали общественно-политические порядки в стране, «читали и обсуждали арабские источники», вырабатывали программные документы и устав своей будущей организации. Кружок ограничивал свою деятельность рамками университета, хотя его члены участвовали и в оппозиционных правительству демонстрациях и митингах «даже руководимых коммунистами, чтобы вести среди демонстрантов работу с целью отвратить их от коммунизма».

    В кружок входили будущие профессора теологии, а пока студенты Абдуррахим Ниязп (руководитель кружка), Абдуррасул Сайяф, Атиш Раббани, моулави Хабиб Рахман, Голь Мухаммад, Сеид Абдуррахман, Абдул Кадыр Тавана и студент медицинского факультета доктор Мухаммад Омар. Общее руководство осуществлял декан богословского факультета Гулам Мухаммад Ниязи.

     На инженерном факультете возник аналогичный фундаменталистский кружок, руководящее ядро которого составляли Гульбуддин Хекматьяр, Сейфуддии Насратьяр и Хабиб Рахман. По инициативе студентов инженерного факультета оба кружка объединились «для совместной борьбы». В 1969 г. состоялась встреча представителей обоих кружков: от богословского факультета Абдуррахим Ниязи, от инженерного Г. Хекматьяр и С. Насратьяр. В результате оба кружка объединились и была создана организация под названием «Мусульманская молодежь» — первая исламская фундаменталистская организация в Афгапистапе, на основе которой впоследствии возникнут две фундаменталистские организации — ИПА и ИОА, составившие ударный отряд современной афганской вооруженпой оппозиции национально-демократическому режиму.

     Названные выше лица, а также вошедшие в организацию Хаджи Махфуз, моулави Абдул Араб Хади Бардак, Мухаммад Исмаил Пасах, Хафизулла Фазли и Мен-хаджуддин Гахиз были впоследствии названы основопо-лоншиками движения. Все они, кроме Б. Раббани, Г. Хекматьяра и А. Сайяфа, погибли и объявлены «ша-хидами». Идейным вдохновителем и руководителем движения был декан богословского факультета Г. M. Ниязи. Активную роль в создании организации, по крайней мере по его собственным заявлениям, играл профессор теологии Б. Раббани, впоследствии основатель ИОА.


Физиологическое объяснение становления синдрома при не­врозах

Категория - К истории современного афганского исламского фундаментализма (1963 - 1975 гг.)