Национальный фронт спасения Афганистана (НФСА)

image

Организация создана в Пакистане в начале 1979 г.

     Ее основал представитель известного в мусульманском мир клана Моджаддиди — Себгатулла Моджаддиди. После встреч и переговоров С. Моджаддиди с рядом улемов — его единомышленников по религиозному обществу Мухаммади, существовавшему в начале 70-х годов в Кабуле, было объявлено о создании НФСА во; главе с С. Моджаддиди. Уже 12 марта 1979 г. он издал фетву о начале джихада по всему Афганистану.

     В программных документах фронта говорится: «Фронт ставит своей задачей создание исламского общества на основах справедливости, равенства… соблюдения принципа шуры (совета) при управлении страной, обеспечения личной и социальной свободы в соответствии с основами ислама… Фронт открыт для всех правоверных мусульман, независимо от политических и религиозных взглядов и положения при прежних режимах»

     Умеренные политические установки фронта, авторитет самого С. Моджаддиди, отсутствие у него враждебности по отношению к деятелям прошлых режимов привлекли в ряды фронта представителей самых разнообразных слоев: улемов, интеллигенции, государственных деятелей и чиновников прежних режимов, руководителей племен. В зарубежной литературе НФСА иногда называют «партией чиновников прежнего правительственного аппарата».

     Политическое влияние и вооруженные действия отрядов НФСА распространяются главным образом на провинции Кабул, Логар, Куиар, Нангархар, Пактия, приграничную полосу расселения пуштунских племен — Отдельные отряды фронта имеются в некоторых северных провинциях: Фарьябе, Тахаре, Куидузе. По национальному составу фронт является пуштунским, по религиозной принадлежности — суннитским. Его численность составляет ориентировочно 8 тыс. человек организованного состава и 15 тыс. сторонников.

     Организационные принципы фронта не столь четки и не так отлажены, как у фундаменталистских ИПА и ИОА. Многое здесь построено на личной преданности руководителю фронта или традиционной приверженности клану Моджаддиди. Сам С. Моджаддиди занимается преимущественно представительской деятельностью: поддерживает контакты с руководством и религиозными деятелями Египта, Саудовской Аравии, Кувейта, ОАЭ, от которых получает материальную помощь, пропагандирует религиозно-политические взгляды на различных международных исламских форумах, на конференциях и дискуссиях по Афганистану в США и Западной Европе. Практическую работу ведет Высший совет НФСА, его исполнительный совет и соответствующие функциональные комитеты. С. Моджаддиди — антикоммунист и решительный противник Советского Союза, но в то же время более гибкий политик, нежели фундаменталистские лидеры. Менаду ним и Г. Хекматьяром существуют глубокие противоречия по теории ислама, по целям и способам борьбы против РА, по планам будущего страны (в случае победы оппозиции). Примерно такие же противоречия и с Б. Раббани.

     С. Моджаддиди родился в Кабуле в 1925 г. в семье потомственных хазратов в известном на Востоке клане основателей влиятельного исламского ордена Накшбандия. Клан Моджаддиди, арабский по происхождению, переселился в Афганистан из Индии и играл большую роль в религиозно-политической жизни страны. Члены клана всегда выступали против реформ и сколько-нибудь прогрессивных преобразований. Они активно участвовали в восстании против преобразований Амануллы-хана, хотя имепно последний наградил деда С. Моджаддиди — крупного богослова Фазль Мухаммада Моджаддиди в период борьбы за независимость Афганистана против англичан высшим афганским орденом и присвоил почитаемый в исламском мире титул «шамсоль-машаех» («солнце среди шейхов»).

     С. Моджаддиди окончил каирский университет Аль-Азхар, там же познакомился с руководителем «Братьев-мусульман» Хасаном аль-Банной, изучал политическую и военную программу «братьев». Вернувшись в 1954 г. в Афганистан, он направил премьер-министру М. Дауду «письменное предостережение об опасности роста советского влияния в Афганистане» В 1960 г. был арестован по обвинению в участии в попытке покушения на членов советской правительственной делегации, находившейся в Афганистане, осужден, провел в тюрьме четыре с половиной года, после чего на два года был выслан из страны26. Эти два года предположительно провел в Саудовской Аравии.

     В 1969 г., если верить Сайяфу, С. Моджаддиди обращался к руководству только что созданной организации «Мусульманская молодежь» с просьбой принять его в члены организации, но получил категорический отказ21. Почему? Тут можно предположить, что молодые руководители «Мусульманской молодежи» вполне резонно считали, что с приходом талантливого проповедника, представителя влиятельного клана, имеющего связи в арабских странах и среди «братьев», не стесненного в финансовых средствах, тот не мог не выдвинуться на первые роли в организации и потеснить более фанатичных, но менее подготовленных теоретически и невлиятельных руководителей. Главное же в том, что для разночинных руководителей «Мусульманской молодежи» С. Моджаддиди был воплощением как раз той прослойки мусульманских богословов, против которой они боролись или собирались бороться: это «хазраты» и «пиры», «отвратившие» мусульман от истинной религии, передавшие власть в руки светских правителей, поддерживающие и оправдывающие правление светской власти. С. Моджаддиди был представителем иного социального строя, враждебного тем, кого объединяла «Мусульманская молодежь».


Новосибирские острова и Приянский край

Категория - Отряды оппозиции и основные афганские исламские партии в Пакистане и их вооруженные отряды