Кризис политической власти

image

     Ошибочными оказались действия НДПА в отношении религиозных деятелей (например, расстрел в январе 1979 г. по приказу X. Амина всех находившихся в Кабуле членов клана (21 чел.) Моджаддиди), принудительное вовлечение женщин в кружки по ликвидации неграмотности и т. д.

     Осуществление на практике перечисленных и других декретов встретили сначала скрытое, а затем прямое сопротивление крестьянства. На первых порах это сопротивление носило стихийный характер, но жестокая реакция со стороны правительства, подстрекательства со стороны помещиков, ханов, маликов, мулл постепенно привели к росту организованности и наращиванию размаха сопротивления. По всей стране возникали очаги вооруженного сопротивления политике Кабула под религиозными лозунгами и призывами к дншхаду. 1-го июня 1979 г. Совет министров ДРА объявил об успешном «с опережением плана» якобы завершении земельной реформы. Но было уже поздно. К этому времени обстановка в стране резко осложнилась. 8 октября 1978 г. начались вооруженные выступления в Нуристане, в марте 1979 г. вспыхнул крупный вооруженный мятеж в Герате. В этом же месяце имели место вооруженные выступления во многих других городах.

     Возник кризис политической власти, завершившийся в декабре 1979 г. уходом с политической арены X. Амина и началом второго этапа апрельской революции. По просьбе афганского руководства, в Афганистан был введен ограниченный контингент советских войск. В наших и частично зарубежных оценках того периода было принято связывать все ошибки и неудачи руководства НДПА с преступной деятельностью X. Амина, а вооруженные антиправительственные выступления — с деятельностью империалистических сил и афганской контрреволюции. В целом эти оценки имели под собой определенные основания. По мнению автора, они нуждаются в более глубоком раскрытии, в выявлении первопричин, которые привели к столь трагическому развертыванию событий в стране. По нашему мнению, главное, что предопределило столь ожесточенное сопротивление национально-демократической власти и привело к гражданской войне,— это проигранная НДПА битва за массы крестьянства.

     Анализируя в свое время ситуацию, схожую с афганской, Ф. Энгельс писал о трех группах сельского населения Германии — мелких свободных крестьянах, феодально зависимых крестьянах и сельскохозяйственных рабочих: «Каждому из них революция сулила выгоды, и потому можно было ожидать, что все они один за другим примкнут к ней, как только движение полностью развернется. Но в то же время не менее очевидно и не в меньшей степени подтверждено историей всех современных стран, что сельское население никогда не может предпринять успешное самостоятельное движение в силу своей распыленности на большом пространстве и вследствие трудности добиться согласия среди сколько-нибудь значительной своей части. Крестьянство нуждается в инициативном воздействии со стороны более сплоченного, более просвещенного населения городов».

     Воздействие НДПА па афганское крестьянство ограничивалось публикацией в газетах статей о земельной реформе (которых крестьянин не читал По причине неграмотности, да и газеты в деревню не доставлялись), затем наездами в деревню молодых, безбородых, не внушающих доверия уполномоченных, собиравших крестьян на митинги и произносивших непонятные им речи, конфискацией земли и попытками тут же передать ее испуганному крестьянину, принудительными мерами по осуществлению скоропалительных «революционных» реформ. «Воздействия» не получилось, и дело здесь, как нам представляется, не в X. Амине, не столько в ошибках партии, сколько в ее классовой сущности. Будучи партией прогрессивной интеллигенции, НДПА в ту пору не смогла правильно определить характер совершенной ею революции, переоценила свои возможности.

     Игнорируя специфику крестьянства как класса, НДПА не убедила на этом этапе крестьянство в высоких целях национально-демократической революции и оттолкнула крестьянство от новой власти. Но идеологического вакуума в классовом обществе быть не может. Напуганное мероприятиями новой власти, крестьянство пыталось найти спасение и объяснение происходящему в привычной для него идеологии — исламской религии, тем более враги революции убеждали его, что власть в Кабуле захвачена безбожниками, они хотят уничтожить исламские ценности, они привели в страну иностранные войска, долг каждого мусульманина встать на защиту своей религии, начать джихад против неверных и их афганских прислужников. Вот, собственно, и весь комплекс философско-политических идей, с которыми исламская оппозиция обратилась к афганскому крестьянству, комплекс проверенный и испытанный, доступный пониманию крестьянина в отличие от малознакомых или вовсе не знакомых призывов, с которыми обращались к крестьянам наезжавшие из города уполномоченные НДПА. Но, как писал В. И. Ленин, «распыленного мелкого производителя, крестьянина, объединяет экономически и политически либо буржуазия, либо пролетариат… О „третьем» пути, о „третьей силе» могут болтать и мечтать только самовлюбленные Нарциссы».

     Ошибки партии, яростная пропаганда всех противников революции среди крестьян в конце концов создали благоприятные возможности для усиления в деревне влияния исламской оппозиции, в том числе фундаменталистской. Последние сумели увлечь за собой часть крестьянства. Другая его часть, в основном пуштунские племена, пошла за традиционалистскими лидерами оппозиции. Значительные массы крестьян под влиянием враждебной Пропаганды ушли в Пакистан и Иран, где превратились в Неиссякаемый резерв и источник пополнения вооруженных отрядов оппозиции. Та часть крестьянства, которая осталась в стране и не принимает непосредственного участия в вооруженной борьбе на стороне оппозиции, стала объектом борьбы за влияние над ней между правительством и оппозицией.


Причинные зависимости между сезонными ритмами

Категория - Апрельская революция 1978 г.: ее некоторые особенности