Крестьянство — массовая база вооруженной оппозиции

image

     К моменту апрельской революции 1978 г. в Афганистане объективно созрели социально-экономические предпосылки национально-демократической революции. Антимонархическим переворотом М. Дауду не удалось притупить противоречия в стране. Не помогали ни репрессии, ни уступки. В стране постепенно вызревали элементы политического кризиса, шло накопление политических сил, постепенно возникла революционная ситуация, завершившаяся в апреле 1978 г. революционным военным выступлением, свержением режима.

     Революция произошла в крайне отсталой стране, где переплелись дофеодальные пережитки, элементы феодализма с нарождавшимися и начинавшими развиваться капиталистическими отношениями. Экономическая и политическая отсталость, слабый промышленный пролетариат — все это обусловило особенности классовой борьбы после апрельской революции. Исключительно острый характер имеет в Афганистане национальный вопрос: он не решен до сих пор, что привносит в классовую борьбу сильные элементы национально-этнической розни, которые зачастую оттесняют на задний план классовый характер событий. Ислам, практически став образом жизни народа, превратился в идеологию сил, выступающих против национально-демократического режима.

     Руководила военным переворотом в апреле 1978 г. НДПА, объединившая в своих рядах «часть радикально настроенной афганской интеллигенции, представителей передового офицерства, служащих госаппарата, передовых рабочих и студенчества». Тот факт, что во главе национально-демократической революции в Афганистане, как и в других странах Востока, стоят передовые представители средних городских слоев, и в первую очередь интеллигенции,— явление закономерное. Рабочий класс Афганистана был еще малочислен. Естественно, в своем большинстве он поддерживает национально-демократический строй, хотя автор но стал бы преувеличивать его роль в социальных процессах, происходящих в крестьянском Афганистане. Кстати, его численность, по разным источникам, составляет от 100 тыс. до 300 тыс.

     После апрельской революции рабочий класс Афганистана прошел большой путь. Повысился уровень его политического сознания, выросли и становятся все более действенными профсоюзы, повысилась активность в защите национально-демократического строя. Увеличилась рабочая прослойка в НДПА. И все же рабочий класс Афганистана еще не стал «классом для себя».

    На первом этапе революции отдельные руководители НДПА проявили революционное нетерпение, декларировали установление в стране диктатуры пролетариата, «грозились» за пять лет пройти путь, который прошел Советский Союз с момента Великой Октябрьской социалистической революции. Забегание вперед отпугивало от революции значительное число трудового населения, и в первую очередь крестьянства. Ошибочный подход был впоследствии преодолен, но задача привлечения на сторону национально-демократического строя широких масс решена не была.

     Основная   сила,   противостоящая   национально-демократическому    строю,— исламское    фундаменталистское движение. Фундаменталисты выдвинули лозунги возрождения ислама, создания исламского государства. Отвергая капиталистический и социалистический пути развития, афганские исламские фундаменталисты в действительности являются выразителями и защитниками интересов буржуазии. Все основные программные положения фундаменталистов по созданию исламского государства построены на принципах патриархальной справедливости, равенства и т. д. Программа предусматривает сохранение частной собственности на средства производства, а следовательно, сохраняется эксплуатация, а отсюда неизбежно неравенство. Правда, различные экономические и иные рычаги, по мнению фундаменталистов, должны ограничивать накопление богатств в одних руках и обеспечить справедливое перераспределение доходов. Но это не более чем иллюзия.

     Рвавшиеся к власти еще до апреля 1978 г. фундаменталисты искали себе опору в борьбе против правящих режимов, поскольку, очевидно, понимали, что борьба в одиночку не имеет никакой реальной перспективы достижения цели. Рабочий класс с его только зарождающимся, но все же пролетарским классовым сознанием, был, как уже говорилось выше, для фундаменталистов чужд и враждебен. Оставалось крестьянство, огромная в масштабах страны масса крестьян, живущих в тяжелейших условиях, эксплуатируемая и бесправная.

     В 1975 г. фундаменталисты предприняли отчаянную попытку повести за собой крестьянские массы, но потерпели сокрушительное поражение. После апрельской революции 1978 г. они снова стали возлагать свои надежды на крестьянство.

     Наряду с существовавшими фундаменталистскими организациями после 1978 г. сформировался новый крупный отряд афганской исламской оппозиции — исламская традиционалистская оппозиция. В ней объединились феодально-монархическая верхушка, правившая в стране элита, генералитет, члены бывших правительств, высший слой мусульманских богословов, лидеры пуштунских племен. Во главе оппозиции стоят такие видные в дореволюционном Афганистане религиозные авторитеты, как С. Моджаддиди, С. А. Гилани и М. Наби Мухаммади. Они выступают за возврат Афганистана на традиционный путь развития, за реставрацию додаудовских порядков и, если бы это оказалось возможным,— монархии. Главную свою опору оппозиция видит в крестьянстве. Таким образом, после апрельской революции решающим для судеб национально-демократического строя и для исхода борьбы за власть в Афганистане стал вопрос, за кем пойдет трудовое крестьянство. От его позиции зависит, кто одержит верх в борьбе за власть в Афганистане — национально-демократический строй, исламские фундаменталисты или исламская традиционалистская оппозиция.


Дальнейшее направление геолого-разведочных работ

Категория - Апрельская революция 1978 г.: ее некоторые особенности