Буржуазно-теократическая и феодально-монархическая оппозиция

image

     Многочисленные исламские политические течения всячески затушевывают свою сословно-классовую сущность, пытаются выдать себя за «надклассовые», объединяющие в своих рядах членов мусульманской общины — уммы отстаивающие интересы якобы всех членов этой общины. В условиях многоукладного общества, социальной, национально-этнической, религиозной дифференциации для правильного определения типа той или иной оппозиции необходимо выделить классы или социальные группы, которые находятся во главе этой оппозиции, определить их политические и экономические цели. Такой подход целесообразен и в отношении двух основных отрядов афганской    исламской   оппозиции — фундаменталистского    и традиционалистского.

     В. И. Ленин писал: «Одна из вопиющих политических ошибок… состоит в смешении контрреволюции царистской и вообще монархической с контрреволюцией буржуазной… Во главу угла политического анализа надо поставить вопрос о классах: о революции какого класса идет речь? А контрреволюция какого класса?». Руководствуясь этим важнейшим методологическим указанием, попытаемся коротко рассмотреть ситуацию с афганской исламской оппозицией.

     Революция 1978 г. понесла удар как по остаткам феодальных и дофеодальных отношений, так и по помещичьей буржуазии, ее представителям в госаппарате и армии. Будучи национально-демократической, эта революция отражает интересы прежде всего широких трудящихся масс, и в первую очередь рабочего класса и крестьянства. Новому режиму противостоят два основных отряда исламской оппозиции: фундаменталистская и традиционалистская. Фундаменталисты, как уже говорилось, выражают интересы части средних городских слоев афганского общества, вышедших на политическую арену в 60-х годах. Возросшая роль этих слоев, и особенно студенчества, в политических движениях стран Востока подвергнута в последнее время глубокому изучению в работах советских востоковедов.

     Эта часть афганского общества и составила костяк фундаменталистской оппозиции. Причины этого явления были вскрыты и объяснены классиками марксизма-ленинизма. Неготовность рабочего класса или его политического авангарда повести за собой средние слои приводит во время революции к переходу этих слоев в лагерь оппозиции, контрреволюции. Будучи по своему классовому составу мелкобуржуазной, фундаменталистская оппозиция после апрельской революции встала под религиозными лозунгами на защиту интересов буржуазии. Иначе и не могло быть. Мелкая буржуазия и средние городские слои не способны на самостоятельное политическое выступление. Они могут либо выступить на стороне рабочего класса, в защиту его интересов, либо встать на защиту интересов буржуазии. Прогрессивная часть средних городских слоев афганского общества, руководствуясь идеями научного социализма, совершила национально-демократическую революцию в интересах трудящихся масс, рабочего класса и крестьянства. Другая, реакционная часть этих слоев, исламские фундаменталисты, начав борьбу против национально-демократического режима, тем самым встала на защиту интересов буржуазии.

     Идея создания теократического «исламского государства», что является политической целью афганской исламской оппозиции,— скорее похожа на утопию. Совершенно очевидно, что даже в случае прихода фундаменталистов к власти концепция «исламского государства» будет в конце концов либо отброшена и заменена чисто капиталистическими отношениями, либо сохранится лишь в качестве религиозной оболочки, прикрывающей эти отношения. Здесь уместно вспомнить мысль В. И. Ленина о роли российских  мелкобуржуазных партий — меньшевиков и эсеров как проводников идей лидеров российской буржуазии. Находившаяся уже в эмиграции  (1921 г.) верхушка российской буржуазии стремилась использовать мелкобуржуазные партии в своих  контрреволюционных целях, справедливо полагая, что приход к власти этих мелкобуржуазных партий расчистит дорогу для буржуазии. После этого, считал В. И. Ленин, «этих мещанских Нарциссов — меньшевиков,  эсеров»   настоящая   деловая буржуазия одурачит и прогонит «шлепками», как это делала во всех революциях десятки раз.

    Основу традиционалистской оппозиции составляют представители высшего слоя реакционного мусульманского духовенства, феодально-бюрократических слоев додаудовского афганского общества и родоплеменной элиты, служивших опорой монархического строя. Традиционалисты не имеют каких-либо своих оригинальных концепций государства. По их представлениям, исламское государство — это восстановление прежних традиционных порядков, это, наконец, реставрация, если такое окажется возможным, монархии. Пользуясь определением В. И. Ленина, можно сказать, что традиционалистская оппозиция в политическом плане является контрреволюцией, оппозицией монархической. Применительно к Афганистану — феодально-монархической.

Категория - Состав исламской вооруженной оппозиции