Активизация праворадикальных исламских движений

image

     Скопление в городах крупных масс людей, связанных с ремесленным производством, мелкой розничной торговлей, просто безработных, пауперов и люмпен-пролетариата, характерно для многих стран Востока. В этом плане Кабул и другие города Афганистана не исключение. Развитие капиталистических отношений в деревне вызвало отход части беднейших и разорившихся крестьян в город. Возникшая в связи с этим безработица, обострение социальных и национальных отношений создали в городских низах атмосферу готовности откликнуться на политические лозунги и призывы к действию, если они хоть в какой-то степени отвечали их интересам, подлинным или мнимым.

     К описываемому периоду относится значительное в масштабах страны развитие образования. Если в прошлом основой образования являлись мактабы при деревенских мечетях, где в качестве учителя выступал мулла, то тут уяш происходит расширение сети начальных школ, медресе, лицеев и демократизация системы образования. Значительно увеличилось число студентов в Кабульском университете (в 1967 г. в нем обучалось 4320 студентов, в 1972 г.- 8000). В 1968 г. в столице был создан Политехнический институт. Получение среднего и высшего образования перестало быть привилегией господствующих классов. В социальном составе учащихся лицеев и студентов университета произошли значительные сдвиги за счет притока в них детей средних слоев, в первую очередь мелких госслужащих, средних и мелких торговцев, деревенских мулл, кулаков и крестьян-середняков. Было положено начало возникновению разночинной, межсословной интеллигенции. Соответственно менялся и социальный состав учителей и преподавателей.

     Нарождавшаяся интеллигенция в определенной степени была еще связана с интересами тех слоев населения, выходцем из которых она являлась, но эти связи постепенно ослабевали. Именно эта мелкобуржуазная интеллигенция превратилась в носителя самых различных, но, как правило, радикальных политических идей, от крайне левых до архиреакционных правых.

     В результате мощного подъема национально-освободительных движений, распада колониальной системы многие освободившиеся страны с мусульманским населением встали на путь независимого экономического и политического развития, обратились к идеям социализма. Эти идеи особенно к середине 60-х годов стали проникать и в Афганистан. Они получили распространение среди передовой части средних городских слоев, и прежде всего молодой интеллигенции.

     Примерно в те же 60-е годы в исламских странах активизируются и праворадикальные исламские течения. Их идеологи выступают за возрождение исламских правлений в форме халифата, имамата или исламской республики. Названные течения стали распространяться и в Афганистане опять же среди средних городских слоев населения и молодой мелкобуржуазной интеллигенции, что представляет собой закономерное явление. Мелкая буржуазия, а вместе с пей и средние городские слои представляют наиболее неустойчивую группу населения. С одной стороны, она непосредственно участвует в труде, и это порождает в ней определенный демократизм, стремление к справедливости и равенству, враждебность к крупному капиталу. С другой, будучи собственником, она стремится занять более высокое положение и приобрести большее богатство, чем в первую очередь и обусловливается консерватизм мелкой буря;уазии, ее страх перед коммунизмом, якобы посягающим на мелкую собственность. «Мелкий буржуа…— писал К. Маркс,— составлен из „с одной стороны» и „с другой стороны». Таков он в своих экономических интересах, а потому и в своей политике, в своих религиозных, научных и художественных воззрениях … он — воплощенное противоречие».


Достижение договоренности о сокращении ядерных вооружений

Категория - К истории современного афганского исламского фундаментализма (1963 - 1975 гг.)